Как отреставрировать старые чугунные батареи – как восстановить систему?

Природа рационально распоряжается своими ресурсами, и каждая ее составляющая проживает несколько жизней – тот же кленовый листочек сначала служит дереву органом «дыхания», перерабатывая углекислый газ с помощью солнечного света в кислород, а потом, когда отработает свой ресурс, превращается в пищу для того же дерева и бактерий.

Только человек в природе, несмотря на свою разумность, действует иррационально, выбрасывая на помойку все то, что ему становится ненужным. Да, природа со временем съест и этот мусор, но с точки зрения человека, такой поступок все равно остается нерациональным поступком, и это касается буквально всего, созданного человеком.

Не исключением являются и старые батареи, которые в лучшем случае сдаются на металлолом – в принципе, это правильное решение, но не единственное.

Старые батареи: вторая жизнь по прямому назначению

Чем привлекательны старые чугунные батареи, так своим, не побоюсь этого слова, огромным ресурсом работы – это практически вечные батареи, которым нет сноса.

Судите сами – сегодня в домах и квартирах еще можно найти рабочие батареи, установленные при Сталине. Шутка ли? Почти век батареям.

Практически такое же качество имеют и радиаторы, изготовленные до развала СССР – как минимум им еще работать полвека можно по прямому назначению.

Обратите внимание

Согласен, по современным меркам они некрасивые и неудобные в обслуживании, но кто вам помешает привести их в божеский вид и наслаждаться излучаемым им теплом до конца своих дней? Сделать это весьма несложно, и именно этот факт используют многие реставраторы, покупая за дешево старые батареи, приводя их в надлежащий вид и продавая намного дороже, зарабатывая тем самым себе на жизнь. Если говорить конкретно, то такая работа выглядит следующим образом.

  1. Сначала производится промывка батарей внутри с использованием химических реагентов, которые удаляют из батарей все загрязнения, в том числе ржавчину.
  2. Потом батарея разбирается на секции. Это, пожалуй, самый сложный этап работы – чтобы раскрутить старые резьбовые ниппели, соединяющие секции, нужно прибегнуть к сильному нагреву. Разогретый металл расширяется и освобождает немного ниппель – в этот момент и нужно производить разбор батарей.
  3. А дальше механическая очистка – пескоструйная обработка, после которой старые батареи отопления становятся новыми. Ни краски, ни ржавчины, ни окалины – только чистый металл с характерным для него блеском.

После этого начинается творческий процесс, благодаря которому имеется возможность придать секциям уникальный и неповторимый вид. Даже простая их покраска теми же молотковыми красками сделает старые батареи очень привлекательными. Люди, которые знакомы с преимуществами старых чугунных батарей, заберут их с руками и ногами.

Батареи старого образца: что из них еще можно сделать

Реставрация с целью перепродажи или просто сдача чугунных батарей старого образца на металлолом – это не единственный вариант рационального использования данного элемента системы отопления. Из него можно сделать полезные вещи не только для продажи, но и для своих нужд.

  1. Первое, что приходит в голову, это электрические обогреватели – мобильные или стационарные. Изготовить их из старой батареи, можно сказать, элементарно просто – для этого кроме самой чугунной батареи, понадобится всего пара-тройка вещей. ТЭН с терморегулятором (такой, как используется в водонагревательных баках), кусок кабеля сечением 2,5 квадрата и вилка в розетку. Сборка простая – ТЭН вкручивается вместо одной из футорных гаек в нижней части батареи (резьба подходит безукоризненно) – подключаете кабель и вставляете вилку в розетку, предварительно наполнив батарею водичкой. Как вариант, залить в нее можно и масло, и антифриз. Кроме того, не лишним будет позаботиться и о сбросе воздуха – в одну из верхних футорных гаек нужно вкрутить кран Маевского.
  2. Если разобраться подробнее с описанным выше обогревателем, то можно прийти к выводу, что при небольших переделках его можно использовать и в качестве электрического котладля полноценной системы отопления небольшого размера. Оставшиеся свободными два подключения (одно сверху батареи, а другое снизу) можно использовать в качестве подачи и обратки. Для дачи вариант неплохой, но нужно помнить, что любой котел нуждается в группе безопасности, циркуляционном насосе и расширительном бачке – все это придется устанавливать самостоятельно.

Кроме того, некоторые умельцы используют старые чугунные батареи в качестве теплообменников для твердотопливных печей.

На мой взгляд, идея не очень привлекательная – чугунные секции придется сваривать друг с другом, чтобы избавиться от прокладок между ними. Да и громоздкий теплообменник получится, что вызовет некоторые проблемы в процессе его установки.

Со старыми батареями и так проблем хватает, чего только стоит их разборка, с которой придется изрядно повозиться.

Как снять, разобрать и почистить старую батарею

Реанимация старой чугунной батареи – это, пожалуй, самый сложный этап работ. Трудность его заключается в том, что за долгие годы эксплуатации изделия все ее соединения настолько прикипают и приржавливаются, что разобрать их ключами невозможно. Не хватает ни сил человека, ни прочности инструментов. Здесь действовать нужно тонко и продуманно.

  1. Как снять старую батарею? Смысла возиться со сгонами нет никакого – это излишний труд, избежать которого можно с помощью дисковой пилы. Говоря просто, батарея отрезается вместе с кусками труб, которые так или иначе придется резать в процессе замены старой батареи новой. Здесь все просто, но вот дальше придется туго.
  2. Как выкрутить футорные гайки? В принципе, рецепт простой – если с первого раза сорвать их не получилось (кстати, попробовать это сделать лучше, пока батарея висит на кронштейнах), то их нужно прогревать. Либо паяльной лампой, либо положив на конфорку газовой плитки – если есть автоген, то это вообще идеальный вариант. Кстати, насчет постучать по гайкам. Лучше этого не делать, так как чугун является весьма хрупким материалом. Ситуация усугубляется возрастом метала – сочетание этих двух факторов и неправильный удар могут привести к появлению трещины на батарее. Так что греть и еще раз греть – в нагретом состоянии металл расширяется, пакля и краска в резьбовом соединении выгорают и все выкручивается очень даже легко.
  3. Как очистить старую батарею фото
  4. Как очистить старую батарею? Начать нужно с того, что хорошенько очистить резьбы щеткой по металлу. Нужно добиться того, чтобы старые футорки легко вкручивались руками до конца. После этого на одну сторону батареи устанавливаем заглушки – или на паклю, или на прокладки. Затягиваем не сильно, так как все это дело нужно потом снимать. Теперь самое интересное – батарею нужно наполнить очищающим раствором. Если есть где взять, то отлично подойдет каустическая сода. Если нет, то можно воспользоваться не сильной кислотой – подойдет уксус 9%, разбавленный водой в 50% соотношении. Как вариант, электролит из аккумулятора или какая-либо другая кислота, опять-таки, в сильно разбавленной консистенции (раствор с концентрацией кислоты порядка 5%). Выдержав сутки, решаете все проблемы с грязью – спустя это время содержимое батареи нужно слить, после чего хорошенько промыть ее обычной водой с крана.

Все! Батарея готова к повторному использованию – остается только привести ее в надлежащий внешний вид. Самым простым вариантом удалить с нее старую краску является механический способ – говоря просто, ее нужно ободрать с помощью специальной шарошки, установленной на дрель.

Как вариант, выпалить паяльной лампой или просто в большом костре. Естественно, потом придется удалить с нее нагар, хорошенько обработать ортофосфорной кислотой, чтобы не ржавела, вскрыть грунтовкой и покрасить.

А дальше на ваше усмотрение – хотите обогреватель, хотите назад в систему, а хотите на продажу.

В заключение темы, куда девать старые батареи, еще расскажу о том, что выбросить изделие на свалку или сдать в металлолом вы успеете всегда, к тому же это проще всего.

Другое дело – дать батарее второй шанс и сэкономить львиную часть семейного бюджета – здесь уже нужно постараться.

Но рассчитывать на то, что это будет легко, не стоит – на самом деле это весьма трудоемкий процесс, возиться с которым станет далеко не каждый человек.

Источник: https://vashesamodelkino.ru/blog/43127091090/Staryie-batarei:-chto-s-nimi-delat

Ремонт батарей отопления своими руками по правилам

Среди основных элементов отопительных конструкций значатся радиаторы, которые, нагреваясь, обогревают помещения. Приборы, произведенные из чугуна, которые предназначены для теплоснабжения квартир и домов, могут прослужить несколько десятков лет.

Но нет ничего вечного, это касается, в том числе и данного материала для изготовления радиаторов. По истечению определенного срока эксплуатации наступает время, когда требуется выполнить ремонт батарей отопления своими руками.

Причиной может стать протечка, ухудшение качества теплоотдачи, облупившаяся краска и т.д.

Важно

При наличии навыков строительных работ можно обойтись собственными силами. Правда, для проведения ремонтных работ иногда требуется сварочный аппарат.

Радиаторы отопления, как показывает практика, протекать начинают в самый пик отопительного сезона, когда в них находится горячий теплоноситель. По причине образования течи, в комнате появляется лужа, а соответственно в помещении повышается влажность.

Но отключить батарею таким образом, чтобы отремонтировать поврежденный участок, возможно лишь в собственном доме. В многоэтажном доме вариант устранения щели зависит от ее места расположения.

На горячих секциях устранять протечку достаточно проблематично, но возможно (прочитайте: «Устранение течи в системе отопления, герметизация соединений»).

Существует несколько способов, как можно произвести ремонт отопительных батарей:

  1. В случае, когда чугунный отопительный прибор протекает на стыках, берут медицинский бинт, смачивают в эпоксидном клее и плотно наматывают в месте, которое подтекает. Когда клейкая лента высыхает, она становится очень прочной и ее можно выкрасить в цвет радиатора. Отремонтированный таким образом участок продержится пару лет (прочитайте также: «Правильная покраска труб отопления, как именно и какой краской лучше красить»).
  2. Устраняют протечки в батарее на стыке при помощи специально изготовленных для этих целей хомутов, которые продаются в строительных магазинах. Это изделие (см.фото) представляет собой металлическое кольцо, имеющее прорезиненные пластины, которые между собой стягивают двумя болтами. Хомут прикладывают на место течи и потом затягивают болты (прочитайте также: «Как устранить течь трубы отопления, если она протекает»). В продаже имеется продукция с разными размерами и диаметрами, подходящая для разных приборов.
  3. При невозможности реализации первых двух способов, место течи можно прикрыть небольшим кусочком плотной резины, вырезанным из медицинского жгута или велосипедной камеры. Но подобный хомут является временной мерой и в дальнейшем требуется переделка.
  4. Небольшое отверстие в батарее можно устранить, если использовать холодную сварку. Она представляет собой химическое соединение, имеющее вид небольших пластинок и напоминающее по консистенции детский пластилин. Кусочек сварки разминают в руках, пока не образуется однородная масса. После этого его приклеивают к поврежденному месту на приборе. Чугунные отверстия прекрасно заклеят герметики (полимерный или порошковый), способные выдерживать большие температуры и не испаряться.

Каждый хозяин квартиры, чтобы не затопить ниже живущих соседей, должен иметь под рукой: 

  • хомуты соответствующего размера;
  • бинт медицинский;
  • эпоксидный клей;
  • резиновые жгуты;
  • клей-герметик;
  • холодную сварку для батарей.

После временного устранения проблемы все равно требуется капитальная реставрация чугунного прибора.

Реставрацию старых батарей осуществляют накануне отопительного сезона. Возможность прорыва труб и радиаторов в холодное время года проверяют путем испытания отопительной системы.

Радиатор, встроенный в нишу, должен находиться на расстоянии от стены, иначе реставрацию делать будет сложнее. До того, как отремонтировать батарею отопления, следует приготовить инструменты и материалы:

  • разводной сантехнический ключ № 2, 3;
  • ключ для радиаторов под ниппель 5/4 (когда батарея старая), под ниппель 1 (если радиатор современный);
  • мел;
  • стальная труба длиной 50-70 сантиметров, помогающая проворачивать ключ.

Реставрация изделий из чугуна начинается с демонтажа приборов и слива остатков теплоносителя из полостей. Секции помещают на горизонтальную поверхность. Потом снимают крайнюю заглушку или футорки. Следует не забывать, что у заглушек резьба всегда левая, а у обычных футорок – правая.

Параллельные ниппели поочередно прокручивают на ширину 5-7 миллиметров между соседними секциями. Ремонт батареи отопления своими руками или ее реставрацию лучше выполнять с напарником, чтобы радиатор был зафиксирован в нужном положении.

Таким способом меняют секции не только в чугунных изделиях, но и в алюминиевых и биметаллических приборах.

Нередко старые радиаторы из чугуна с трудом поддаются механическим воздействиям, поскольку секции проржавели.

В таком случае места соединения в месте расположения ниппеля прогревают автогеном вдоль параллельных стыков круговыми движениями. После завершения нагрева откручивают футорки.

Когда замена секций радиатора завершена, его помещают на прежнее место (прочитайте также: «Замена радиаторов отопления своими руками — делаем правильно»).

Когда чугунные изделия не протекают и эффективно обогревают помещение, но краска на приборах облупилась, то потребуется их перекрасить, поскольку такие конструкции из чугуна подвергаются коррозии, результатом чего будут течи.

Чтобы покрасить батарею из чугуна потребуются:

  • строительный фен (или растворитель);
  • щетка, наждачная бумага;
  • антикоррозийное покрытие;
  • грунт по металлу;
  • краска;
  • кисти и прочее.

Старое лакокрасочное покрытие необходимо удалить, используя железную щетку и химические соединения, предназначенные для снятия краски. Когда батарея уже демонтирована, можно использовать строительный фен – он вздует слой краски и тот легко снимется. Затем поверхность зачищают наждачной бумагой.

Дальше ремонт радиаторов отопления своими руками предполагает обработку чугуна преобразователем ржавчины, а потом обезжиривание растворителем. Потом поверхность грунтуют составом для металлов.

Источник: https://teplospec.com/radiatory-batarei/remont-batarey-otopleniya-svoimi-rukami-po-pravilam.html

Ремонт чугунной батареи: способы устранения течи, восстановление чугунного радиатора холодной сваркой

Срок эксплуатации чугунных радиаторов отопления настолько длительный, что жильцы воспринимают их работу, как должное, поэтому в случае появления течи или свища в стенке устройства, не знают, что им делать.

Особенно неприятно, если поломка произошла в разгар холодов, но и в межсезонье нельзя оставлять отопительные элементы без внимания.

Как правило, профилактические работы, проводимые работниками теплосети, могут выявить наличие загрязнений или протечек в устройстве.

На этот случай есть простые способы, как устранить течь в чугунной батарее отопления.

Устройство чугунных радиаторов

Этот вид отопительных приборов состоит из секций. Модели старого типа даже сегодня выпускаются в виде «гармошек», тогда как новое поколение имеет плоскую внешнюю панель, обеспечивающую лучший прогрев всей ее площади.

При работе эти устройства используют два типа отдачи тепла:

  1. Излучение, или как его называют профессионалы, радиация составляет до 25-30% тепла. Оно не просто нагревает воздух, а передается ближайшим предметам, обеспечивая более качественный прогрев помещения.
  2. Конвекция, производимая батареей отопления, обеспечивает постоянное перемещение воздушных масс по комнате, и составляет порядка 75% теплоотдачи.

Устройство чугунной батареи, несмотря на все внешние изменения, осталось прежним. Она состоит из секций, оснащенных:

  • заглушками;
  • запорными устройствами;
  • пробками;
  • хвостовиком и терморегулятором;
  • контргайками;
  • ниппелями и прокладками.

Каким бы ни был чугун крепким, но даже у него есть свои пределы. Как правило, срок службы чугунных радиаторов  составляет 25-30 лет, а при должном уходе и оптимальных условиях работы они могут работать без перебоя от 50 до 100 лет.

Этого не скажешь о деталях, которые скрепляют секции друг с другом, например, о прокладках. При частых гидроударах они могут «раскачаться» или потрескаться от времени. В этом случае появляется течь между секциями чугунной батареи, которая, если не устранить ее вовремя, может стать причиной серьезной аварии и угрозой для здоровья и жизни человека.

Чтобы этого избежать, нужно проверять состояние чугунных радиаторов после окончания отопительного сезона. При этом можно обнаружить совершенно разные неполадки в отопительной системе.

Самые распространенные неполадки и их признаки

Хотя чугун отлично переносит несовершенство теплоносителя центрального отопления, а батареи из него имеют достаточно широкие каналы, чтобы в них не скапливался мусор, проблемы могут возникнуть даже у них. И это при том, что этому металлу нет износа. Виновниками того, что лопнула чугунная батарея или в ее стенках появился свищ, могут быть следующие факторы:

  • Всем известен большой вес радиаторов из этого металла. Если при монтаже конструкции были использованы не достаточно крепкие кронштейны, или их оказалось мало, со временем она может просесть под своим весом и наклониться. Даже незначительное отклонение всего на пару миллиметров снизит эффективность работы устройства, а если перекос не исправить, то спустя несколько лет в месте, где теплоноситель отсутствует, появится коррозия. Вначале она будет выглядеть как небольшое коричневое пятнышко, которое будет расти с каждым отопительным сезоном, пока на его месте не образуется свищ.
  • Репутация «долгожителей» свойственна как старым, так и новым моделям чугунных радиаторов, но при условии, что они монтированы в контур многоквартирного здания не выше шести этажей. Если теплосеть надежная и не «грешит» сильными гидроударами, то их можно устанавливать и в девятиэтажных домах. В противном случае, под сильным напором воды чугунная батарея может дать течь на стыках соединений секций. В том случае, если во время отопительного сезона потекла чугунная батарея, чем заделать ее нужно знать заранее. Сегодня существует масса герметиков, которые помогут «продержаться» устройству до теплых дней.
  • Внутреннее устройство отечественных батарей таково, что чугун, из которого они выплавлены, имеет шероховатости, которые полностью отсутствуют в импортных аналогах. Именно поэтому на стенках со временем откладывается много мусора, которым наполнена вода в теплосети. Взвеси, частицы ржавчины и металлов, все это оседает и делает широкий канал узким настолько, что он уже не способен пропускать беспрепятственно теплоноситель под большим напором. В этом случае конструкция может лопнуть в любом месте, и тогда придется срочно решать, как устранить течь в чугунной батарее.
  • Прокладки и резьба ниппелей – это слабое «звено» отопительных приборов. Если у чугуна нет срока давности, то этого не скажешь про детали, из которых состоит батарея. Чтобы не доводить ситуацию до того, что потребуется ремонт чугунной батареи, места соединений нужно проверять после каждого отопительного сезона и периодически менять на них прокладки.

Как показывает практика, чаще всего о том, что с системой отопления что-то не так становится известно, когда уже требуется ремонт чугунных радиаторов. Чтобы узнать о проблеме заранее, нужно прислушиваться к «сигналам о помощи», которые указывают на наличие дефектов.

Первые признаки неполадок

Есть ряд факторов, которые указывают на то, что с отопительным контуром или батареями что-то не то. К ним относятся:

  • Ощущение прохлады в комнате. В этом случае стоит опросить соседей, насколько у них тепло в квартире. Если все в порядке, то можно начинать искать проблемы у себя. Причиной может стать элементарное загрязнение каналов, перекос устройства или наличие свищей. В первом случае достаточно промыть батареи, во втором – закрепить или поменять кронштейны и проверить правильность установки строительным уровнем, а в третьем – оказать «больному» радиатору помощь.
  • Если на батарее появился непонятный налет, видимый невооруженным взглядом, то причина этого – изношенные прокладки. Придется отключать систему, демонтировать батареи и ставить новые, например, из паронита.
  • Протечка заметна сразу. Если она небольшая, то можно обойтись хомутом или холодной сваркой, в противном случае придется полностью менять устройство.

Следует помнить, что даже маленькие дефекты могут перерасти в большую проблему, если их вовремя не устранить. Не стоит надеяться на временные хомуты и заплаты. Только специалисты теплосети могут определить надежность и герметичность отопительного контура и его элементов.

Для любой поломки есть ряд причин, ей сопутствующих. Свищ на трубах системы обогрева или на радиаторе – не исключение.

Если на элементах теплосети появилось небольшое коричневое пятнышко, не следует думать, что это сходит краска.

На самом деле, это начало, зачастую необратимого процесса, но зная, как заделать свищ в чугунной батарее, можно остановить разрушение и продлить срок ее эксплуатации. Причины появления коррозии:

  • С учетом частых повышений стоимости коммунальных услуг, некоторые умельцы лукавят и ради экономии электроэнергии подключают нулевой кабель к отопительному контуру. Токи, которые начинают свое «путешествие» по трубам посредством теплоносителя, как раз и вызывают образование коррозии. Определить нечестного соседа можно, если свищей несколько, и они появляются с определенной регулярностью. Спасти ситуацию поможет звонок в соответствующую службу с целью выявления нарушителя, и ремонт чугунных батарей своими руками.
  • Слишком повышенная кислотность воды способна навредить даже к терпимому к коррозии чугуну.
  • Истек срок годности батарей или отложения на их стенках повредили металл. В этом случае, даже небольшой свищ или трещина под воздействием напора воды может привести к тому, что батарея лопнет и из нее потечет поток горячей воды.

Любой из вариантов, требует срочного вмешательства. Если только слегка течет чугунная батарея, то можно обойтись без отключения контура и ее демонтажа. Спасти ситуацию сможет хомут. Если вода лишь капает, то подойдет односторонняя накладка, но если бежит тонкой стрункой, то лучше не рисковать и использовать двухсторонний зажим.

В том случае, если теплоноситель разорвал место, где находился свищ, сразу возникает вопрос, можно ли заварить чугунную батарею. Как правило, экстренной помощью становится холодная сварка, но даже если она восстановила герметичность, необходимо вызвать мастеров из теплосети, чтобы они проверили состояние отопительной системы.

Способы ремонта чугунных радиаторов

Существует несколько методов, которые позволяют батареям продержаться не только до конца отопительного сезона, но и пару лет. К ним относятся:

  • Если течь на стыке секций, то ее можно быстро ликвидировать при помощи бинта и эпоксидного клея. Материал пропитывается клеем и наматывается на место протечки. После того, как он схватится, можно закрасить это место в тон батареи, но главное помнить, что подобная «операция» считается временной, и лучше после окончания холодов купить и установить новую секцию.
  • В случае обнаружения свища или трещины потребуется хомут. Его можно купить в магазине стройматериалов, а можно сделать самостоятельно из резины или жести.
  • Холодная сварка для чугунных батарей – это лучший способ быстрого устранения дефекта. Это специальный герметик, внешне напоминающий детский пластилин. Его нужно тщательно размять и нанести на поврежденное место. Средство быстро схватывается, устойчиво к перепадам температур и вполне годится для быстрого и временного ремонта чугунной батареи.

Зная, как заварить чугунную батарею при помощи сварочного аппарата с инверторной схемой, можно спасти устройство на достаточно долгое время от протечек.

Последовательность работ

В зависимости от того, насколько серьезная поломка, зависят действия по ее устранению. Так, если течь небольшая, то можно обойтись без отключения батареи от контура, и для ремонта потребуется:

  • Установить под местом поломки емкость на случай прорыва или клеенку с ветошью для сбора воды.
  • Место разрыва или трещины нужно зачистить до основания при помощи троса или наждака. Нужно не просто удалить слой краски, а обнажить сам металл.
  • Обезжирить подготовленное место каким-нибудь растворителем.
  • Если для ликвидации поломки используется специальный клей или эпоксидная смола, то потребуются полоски плотной ткани или бинты. Нанести на них средство и намотать на место разрыва в несколько слоев.
  • В случае использования холодной сварки ткань не нужна.
  • На схваченное герметиком место надевается и закручивается хомут, но важно проследить, чтобы его зажимы были с противоположной стороны течи. Например, трещина образовалась на внутренней стороне радиатора, значит, зажимы будут снаружи, и наоборот.
  • Если поломка серьезная и горячая вода хлещет из батареи, то нужно вызывать аварийную бригаду, а не пробовать остановить утечку самостоятельно без наличия нужных инструментов.

Даже самый качественный ремонт не гарантирует долгой службы устройства. Восстановленные чугунные радиаторы все равно придется менять, и чем скорее это будет сделано, тем безопаснее будет в квартире.

Заключение

Ремонт чугунных батарей можно произвести самостоятельно при наличии инструментов и необходимых материалов, но только в случае мелких дефектов. Холодная сварка – самый простой и быстрый способ вернуть отопительный прибор «в строй», но даже он не дает гарантии, что в дальнейшем все будет в порядке.

Чтобы убедиться, что отопительный контур и все его элементы прослужат долго и не будут угрозой для жизни людей, нужно либо полностью заменить отремонтированную конструкцию после окончания холодного сезона, либо пригласить специалистов, чтобы они проверили ее надежность.

Источник: http://netholodu.com/elementy-otopleniya/radiatory/chugunnye/kak-proizvesti-remont.html

Радиаторы: Как не залить соседей кипятком при замене батарей

Нажмите «Вставить», чтобы добавить статью на ваш сайт или блог.

Причины для замены батарей могут быть разными. Иногда — это необходимость: скажем, перепланировка, и нужно перенести радиатор на другую стену. Иногда — аварийная протечка, и тогда менять батарею придется экстренно, чтобы не затопить соседей.

Бывает, что замена батарей — превентивная мера: делаем капремонт, можем заменить заодно все трубы.

Совет

А как понять, что батарею пора менять? Каким правилам следовать при замене? Можно ли летом менять батареи или лучше зимой? И вообще, стоит ли менять старые батареи на новые, если, кроме возраста, претензий к ним нет?

Как самому понять, что батарея неисправна. Самая частая ситуация —батарея холодная или чуть теплая тогда, когда должна «жарить» по-человечески, на окнах — конденсат, а дома сыро. Это может быть связано с недостаточной температурой воды в системе отопления, воздушной пробкой или прозаичным засором в трубах.

Если у вас центральное отопление, проверьте, все ли батареи и трубы в квартире не греют. Если температура всех частей отопления одинакова, но не выше 30-40 градусов (теплые, но рука терпит), послушайте движение воды по трубам. Звук есть — значит, вода движется. Тогда котельная или бойлер не справляются в данный момент, и насосы гонят по трубам чуть теплую воду.

Если в трубах тишина — возможно, это воздушная пробка. Она может помешать даже тогда, когда котельная «дает кипяток». Если у соседей сбоку всё в порядке, дело в вашем стояке — системе труб вашей квартиры, соседей снизу и сверху. Если у вас верхний этаж, ваши батареи — верхняя точка системы, и на них могут быть клапаны для стравливания воздуха.

Как правило, жильцы верхних этажей, которые мерзнут в первую очередь, занимаются спуском воздуха сами.Засорение или повреждение труб и вентилей — более серьезная проблема. Места неполадки определяются обследованием распределения температур по трубам. В любом случае потребуется вмешательство слесарей со специальным оборудованием.

Когда пора менять батареи отопления

Если в вашей квартире стоят старые чугунные батареи, которые делались много лет назад по другим стандартам —точно пора менять. Срок службы чугунных радиаторов 25 лет и, скорее всего, он давно истек. Чтобы наверняка: прикоснитесь зимой к нижней части батареи — она наверняка будет еле тёплой.

Котельная в этом не виновата, просто чугунные батареи забиты накипью и нуждаются в замене.

Скорее всего, радиаторы надо менять и когда вы въезжаете в новую квартиру.

Устанавливаемые в новостройках маленькие пластинчатые или трубчатые радиаторы (конвекторы) значительно проигрывают по параметрам теплоотдачи радиаторам других систем.

Хозяйка квартиры не стала менять «типовые» батареи, которые установил застройщик — решила их декорировать.Покупая квартиру в новостройке, в большинстве случаев покупатель получает некрасивую разводку труб к батареям прямо по полу.

Менять ли батареи в новостройке — решать вам, но большинство наших заказчиков настаивают на замене сами. Важно понимать, что меняют батареи отопления на самом начальном этапе ремонта: определитесь сразу и заложите этот пункт в смету, если требуется.

В рамках проекта мы предоставляем ремонтной бригаде технические данные, соответственно, подбираем отопительные приборы для конкретной квартиры.

Очень многие заказчики сначала выбирают сердцем — просят красивые и «вечные» батареи чугунные: на ножках, с витиеватым рисунком. К сожалению, по техническим характеристикам они подходят далеко не для всех квартир в многоэтажных домах. Приходится отговаривать и объяснять.

Что происходит с радиаторами в конце отопительного сезона

Если кратко — то, чего быть не должно. Если на батарее нет видимых следов коррозии или трещин, не нарушены вентили, и она не подтекает, то проверить своими силами её исправность невозможно.По окончании отопительного сезона все системы отопления заполняются водой под максимальным рабочим давлением.

Это делается в обязательном порядке для предотвращения ускоренной коррозии. Но уже через месяц после окончания сезона и закрытия задвижек в котельных под давлением, во многих системах отопления становится пусто. Обычно это связано с халатностью ЖЭУ — задвижки на вводе в дома и на стояках не перекрываются как следует.

Обратите внимание

Утечки из систем есть практически в каждом доме в подвалах. Вдобавок летом многие жильцы переносят или наращивают батареи: то есть спускают свой стояк, а все соседние через него спускаются по закону сообщающихся сосудов.

По идее вода в системах должна оставаться обязательно, но по факту её там нет уже к концу весны.

Исключение составляют дома, где обслуживание производится должным образом, но таких единицы.

Когда лучше менять батареи отопления в квартире: весной, летом или осенью

«Летом менять лучше, потому что не нужно отключать стояки отопления и сливать воду», — примерно так думает подавляющее большинство. Однако, это не совсем так. Летом вода в стояках есть, и оставляют её там для того, чтобы трубы не «зарастали» ржавчиной. Есть вода в трубах или нет — может знать только главный инженер в ДЭЗе или управляющей компании.

Совет: предупредите службы заранее о дате, когда вам нужно, чтобы слили воду. Заложите несколько дней (чуть больше, чем нужно) на замену батарей, чтобы непредвиденные задержки не помешали.

Меняют ли батареи в отопительный сезон

Главный плюс проведения работ в летний сезон — очень просто договориться о сливе воды. Но больше плюсов нет. У одной моей заказчицы прорвало новенькую батарею осенью, когда хозяев не было в городе.

Только потому, что сразу не могли проверить качество: воду-то в стояки под давлением летом не подадут. Это означает, что качество проведенных работ и уровень прогревания радиатора можно будет проверить только спустя несколько месяцев (точно не раньше 20-х чисел сентября).

В отопительный период стояки всегда заполнены теплоносителем. И для того, чтобы произвести работы, нужно договориться с ДЭЗом или ЖЭКом об отключении стояков. Сделать это так же просто, как и летом — обратитесь к главному инженеру по телефону или с заявлением на бумаге.

И тогда вы сразу же по окончании работ проверите качество сварочных и резьбовых соединений.

Зависит ли температура радиатора от его типаКонечно, зависит, так как теплопроводность у материалов разная. У каждого типа радиаторов есть свои плюсы и минусы. И только вы сами можете решить, стоит ли менять чугунные батареи на биметаллические или на любые другие — современные.

Чугунные батареи

Привычные глазу «чугунки» служат очень долго, не корродируют и редко протекают (в отличие от стали) — чугун хорошо выдерживает сложный химический состав воды. Некоторые специалисты считают минусом тот факт, что чугун долго нагревается. Но при этом радиатор и остывать будет медленно.

И даже если произойдет сбой в отопительной системе, помещение будет обогреваться еще несколько часов. Препятствие — огромный вес и несколько старомодный дизайн.

Алюминиевые батареи

 Алюминиевые батареи греют аж вчетверо интенсивнее чугунных (у материала выше теплопередача). Однако внутри них активно развивается коррозия. А ещё — образуется водород: если такой радиатор оставить на лето заполненным водой с закрытыми вентилями, он может треснуть.

Стальные батареи

Стальные радиаторы нагреваются быстрее чугуна за счет тонких стенок. Но сталь ржавеет от воды. Существуют стальные (и алюминиевые) радиаторы с защитным внутренним покрытием. Однако они все равно через 3-5 лет начнут ржаветь изнутри. Считается, что они менее надёжны, чем чугун — не исключено, что придётся ловить тряпкой гейзер кипятка.

Биметаллические батареи

В биметаллических радиаторах вода внутри циркулирует по медным трубам. Это большой плюс, так как медь почти в два раза лучше проводит тепло, чем алюминий, и не корродирует в воде. Внешний алюминиевый корпус служит только для передачи тепла в помещение.

Эти радиаторы специально придумали для систем центрального отопления.

Факт: по соотношению цена-качество я, как правило, выбираю из двух производителей биметаллических радиаторов: немецкого Zehnder и австрийско-швейцарского Arbonia.

По параметрам они оптимальны для типовых многоквартирных домов.

Терморегулятор состоит из двух частей: клапана и термостатической головки. В ней находится так называемый сильфон (гофрированный цилиндрик, заполненный специальным веществом, которое оперативно реагирует на температуру).

Важно

Если температура в помещении повышается, сильфон расширяется, если понижается, то и сильфон уменьшается. Получается, что когда у вас холодно, сильфон сжимается и открывает клапан — в батарею поступает больше тепла.

Когда жарко, он, наоборот, закроет клапан.

Чтобы установить терморегулятор на ранее установленную батарею, лучше вызвать специалиста, который отключит систему центрального отопления. Либо делайте это летом, когда отопление отключено.

Регулятор ставится перед радиатором на шаровой кран (старый краник, ранее установленный на батарее).

Факт: поставив терморегулятор и обнаружив недостачу тепла, вы можете выставить претензию ЖЭКу только при условии, что у вас дома установлен квартирный счетчик тепла.

Если батарея недостаточно греет, можно ли нарастить секции. Многие так и делают. Дополнительные секции увеличат расход тепла на помещение, и дома становится теплее. Но фактически это противозаконно. Это прописано в Постановлении Правительства РФ от 23 мая 2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».«Потребителю запрещается:

  • самовольно присоединяться к внутридомовым инженерным системам или присоединяться к ним в обход коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный дом или жилой дом, либо в технический паспорт жилого помещения;
  • самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, указанных в техническом паспорте жилого помещения».

Что лучше: тёплый пол или радиаторы

Тёплый пол в многоквартирных домах в основном используется в качестве дополнительного источника тепла, например, для комфорта в ванной комнате. Современные технологии позволяют установить теплый пол вместо батарей — как основной вид отопления. Радиаторы в большей степени нагревают стены, и происходит неравномерное распределение тепла. Тёплый пол в этом смысле — намного более эргономичное решение.

Что дешевле: тёплый пол или радиаторы

Чтобы тёплый пол без дополнительного использования отопительных батарей справлялся со своей задачей, мощности оборудования должно хватать для поддержания в помещении температурного режима в пределах 20-24 °C.

Важно учитывать теплопотери не только через стены, но и через оконные и дверные проёмы. А это совершенно иные расходы на электричество.

В зимний период на «согрев» квартиры тёплым полом в месяц может уйти до 3000–5000 рублей.

Можно ли установить радиатор в пол. Встраиваемые в пол системы отопления обычно используются в тех случаях, когда обычные радиаторы установить проблематично либо невозможно. Или их обогрева недостаточно. В многоквартирном типовом доме в этом просто нет смысла.

Сложности с традиционным размещением приборов отопления возникают в больших помещениях с дизайнерским оформлением или нестандартными архитектурными решениями. Например, наружные панели здания остеклены, панорамные окна и двери занимают значительную часть стены, и есть выход на террасу. в этом случае — да, можно и нужно.

Куда деть старые батареи отопления. Сдайте в металлолом. С помощью интернета можно найти множество пунктов приёма. Выложите объявление, и в нужный день приедет человек, который заберёт ненужную батарею и заплатит вам небольшую, но приятную сумму. Это может быть не только металлоприёмщик, но и реставратор. Нередко они собирают старые радиаторы и дают им вторую жизнь.

Ещё один вариант, куда деть старые чугунные батареи —отреставрировать и сделать из них интерьерные объекты. Такой будет особенно уместен в квартире стиля лофт, а также в коттедже или дачном доме почти любого стиля.Ну а если радиаторы не нравятся, а новые — поставить нет никакой возможности: закройте их экраном.

Источник: https://www.houzz.ru/magazine/horoshiy-vopros-kak-ne-zality-sosedey-kipyatkom-stsetivw-vs~89364906

Как разобрать и промыть чугунные батареи отопления в домашних условиях

Чугунный радиатор со временем может терять свою тепловую мощность из-за грязи, приплывшей вместе с теплоносителем и оставшейся внутри секций. В нем могут разрушаться прокладки. Это оборачивается разрушением слоя краски и протеканием отопительного устройства.

В первом случае достаточно снять радиатор и очистить или промыть его. В другом, кроме очистки, его еще нужно разбирать. Если батарея отопления является относительно новой, то сложностей с ее разборкой не должно возникнуть. Если в доме стоит устройство с «возрастом» 40 и более лет, то его разборка будет сопровождаться проблемами. Ведь за долгое время:

  1. Стыки секций «срастаются».
  2. Внутренние выступления ниппеля разъедает теплоноситель.

Ситуацию несколько облегчает то, что раньше для лучшего соединения на ниппель наматывали паклю с краской. Благодаря этому пакля не позволяет секции срастись с ниппелем. На стык, образуемый секциями, всегда ставили резиновую прокладку. Во многих случаях именно ее пересыхание и укрывание трещинами, а также последующее разрушение становится причиной утечки воды, которая ухудшает вид краски.

Чистка чугунной батареи

Этот процесс нужно делать перед разборкой радиатора. Учитывая то, что батарея отопления является весьма тяжелой (если есть 5 секций, то она весит 37,5 кг, это без учета накопленной грязи), чистку и разборку лучше делать с помощником. Промыть отопительный прибор можно в ванной (если ее размеры позволяют) или во дворе.

Чтобы хорошо почистить батарею отопления, стоит воспользоваться специальными средствами:

  1. Кальцинированной содой.
  2. Молочной сывороткой.
  3. Средством для промывки автомобильного радиатора.
  4. Водяным пневмопистолетом.

Промывание кальцинированной содой и сывороткой

Чистка кальцинированной содой осуществляется так:

  1. На два отверстия крайней секции ставят заглушки (пробки).
  2. Кальцинированную соду разводят в горячей воде. Хватит половины стандартной пачки на 6-10 л.
  3. Поднимают с пола батарею отопления, ставят ее на секцию с заглушками. Секция с двумя свободными отверстиями должна оказаться вверху.
  4. Через одно отверстие заливают воду с кальцинированной содой. Через другое будет выходить воздух, поэтому его не надо заглушать.
  5. Заглушают оба отверстия и ставят батарею на пол. Отопительное устройство должно лежать.
  6. Чтобы кальцинированная сода могла отъесть прилипшую грязь, ржавчину и возможно даже старую краску, которая попала с водой, радиатор нужно встряхнуть. Для этого берутся за верх и поднимают/опускают его несколько раз. Низ не должен отрываться от пола. То же повторяют с другой стороны.
  7. Отдыхают в течение 1 часа.
  8. Легко постукивают по всему периметру деревянным молотком. Это делают для того, чтобы грязь окончательно отстала от стенок. В это время может отставать краска. Это означает, что она плохо крепилась к чугуну.
  9. Ставят батарею отопления на тумбочку так, чтобы одна из заглушек оказалась в воздухе.
  10. Подставляют под заглушку ведро и откручивают заглушку.
  11. После спуска воды радиатор нужно промыть. Для этого откручивают заглушку на противоположном конце и вставляют шланг от водопровода. Открывают кран. Вода будет поступать в радиатор под давлением, благодаря чему удастся смыть грязь и до конца прочистить отопительное устройство.

Источник: https://poluchi-teplo.ru/radiatoryi/chugun/razbiraem-i-chistim-chugunnuyu-batareyu.html

Реставрация чугунных батарей – скорая помощь в домашних условиях

Во многих квартирах и домах до сих пор стоят громоздкие чугунные радиаторы. Они продолжают выполнять свои функции по сегодняшний день. Многим из них уже около 50 лет. Именно долговечность является главным преимуществом чугунных батарей. Но вот к вам приходит неожиданная неприятность, под батареей появилась вода.

В принципе, сложно не увидеть, что течет чугунная батарея, так как в комнате появляются следы воды, а уровень влажности значительно возрастает. Но все эти признаки видны во время отопительного сезона. Поэтому возникает вопрос, как выявить место, где протекает чугунная батарея, когда отопление отключено.

К сожалению, в домашних условиях это сделать достаточно трудно. Чугунные радиаторы очень тяжелые сами по себе, а чтобы проверить их, необходимо заполнить их водой и посмотреть, откуда она сочится. Есть еще один способ – погрузить радиатор в ванну с водой и посмотреть, есть ли пузырьки.

Третий способ почти нереально осуществить в домашних условиях, так как следует продуть батарею воздухом под большим давлением, предварительно покрыв ее мыльной пеной. Таким образом, будет видно, где выходит воздух. Кроме того, в этом месте будет шипение, и можно почувствовать струю рукой.

Реставрация чугунных батарей подручными средствами

От того, где подтекает чугунная батарея, зависит то, как сделать ее ремонт.

Если маленький прорыв образовался в месте соединения секций, то исправить это можно с помощью обыкновенного хомута, который продается на рынке и в любом строительном магазине.

Хомут имеет вид металлической конструкции с двумя прорезиненными изнутри пластинами, которые соединяются двумя болтами между собой. Тщательная фиксация происходит с помощью гаек, затянутых до необходимой плотности.

Совет

Резиновая прокладка является основным элементом для блокировки течи. Кстати, хомуты бывают любых размеров, поэтому не составит труда выбрать нужный.

Есть еще один метод, чтобы осуществить ремонт чугунных батарей на стыке секций, если под рукой нет такого хомута. Можно применить простой кусок резины, вырезанный из эластичного медицинского жгута или велосипедной камеры. Место протекания нужно обмотать в несколько слоев резиной. Закрепить ее можно проволокой, обмотав сверху.

Течет чугунная батарея – используем химию

Если потекла чугунная батарея из-за образования небольшого отверстия, исправить это можно при помощи холодной сварки для радиаторов. Визуально она похожа на детский пластилин в полосках. Нужно отрезать небольшой кусок и размять его руками до равномерного цвета и однородной консистенции. После чего сварка прилепляется выдавливающими движениями к месту протечки.

Следующий способ можно применить также на соединении секций. Для этого следует обмотать это место бинтом, который предварительно необходимо пропитать эпоксидным клеем. После того, как он схватится, протечка прекратится.

Кроме всего вышеперечисленного, можно приобрести полимерный или порошковый герметик, который на время сможет устранить течь. Принцип работы подобного состава заключается в полимеризации во время соприкосновения с воздухом. Подобный герметик выдерживает повышенную температуру, не испаряется и препятствует протеканию.

Реставрация чугунных батарей подобными методами не долгосрочна, все равно придется вызывать профессионалов, чтобы они отремонтировали радиатор. Потому что в некоторых случаях не обойтись без сварочных работ. А бывают случаи, когда необходимо заменить весь радиатор на новый.

Источник: http://comfort-da.ru/restavraciya-chugunnyx-batarej-skoraya-pomoshh-v-domashnix-usloviyax/

Реставрация радиаторов отопления

С приходом осени и холодов вместе с ней каждый задумывается о том, как бы утеплить своё жильё, сделать его уютнее и комфортнее. Со временем на старых (можно уже даже сказать старинных) чугунных радиаторах отопления первичная краска может выцвесть, вспузыриться и полопаться, отваливаясь хлопьями, может просто потерять свой первоначальный вид.

Реставрация чугунных радиаторов

Лучше заранее ещё до появления холодов решить как обновить или заменить батареи. С заменой сложнее экономически и по времени, дешевле, быстрее и проще будет просто перекрасить батареи. Тем более реставрация чугунных радиаторов отопления возможна.

А вот теперь вы можете включить своё воображение на максимум и сделать из нх что-то яркое, нестандартное и неповторимое. Можно, конечно же, перекрасить батареи в цвет интерьера или классический белый.

Хотя специалисты утверждают, что тёмные цвета радиаторов отопления будут больше давать тепла (например, коричневые), но можно перекрасить их в абсолютно любой выбранный вами любимый цвет.

На таких батареях при помощи трафаретов можно изобразить цветы, колосья пшеницы, карандаши и многое другое, что придёт в голову. Их даже можно сделать разноцветными.

Кстати, трафареты можно купить в строительных магазинах в отделах Декора или же изготовить дома самостоятельно. Задекорировать в подобном дизайне можно также и решётки для радиаторов отопления.

Также следует отметить, что на время отопительного сезона их лучше снять, чтобы батареи лучше обогревали помещение, а не сами решётки.

Как выбрать краску для радиаторов отопления?

На современном рынке строительных и отделочных материалов существует сразу несколько видов краски для отопительных батарей:

  • водно-дисперсионные краски для покраски батарей и трубопроводов (отличаются относительно быстрым высыханием и отсутствием запаха);
  • акриловые эмали (среди минусов: неприятный запах, который может вернуться при  нагреве батарей);
  • алкидные эмали (обладают красивым блеском, обладают высокой устойчивостью к истиранию и высоким температурам).

В любом случае на краске должна быть информация, что она подходит для окраски батарей и труб. Она должна выдерживать высокие температуры и иметь высокую устойчивость к истиранию. Также краска должна быть нетоксична и обязательно для внутренних работ.

При выборе следует учитывать тип поверхности и подобрать краску именно для вашего случая. Читайте инструкции и характеристики, ведь производители лакокрасочных материалов указывают на своём товаре всю необходимую информацию, которая является важной при выборе того или иного отделочного продукта.

Подготовка батарей к покраске

Подготовка радиаторов отопления к покраске включает несколько основных этапов:

  1. снятие старого слоя краски,
  2. зачистка ржавчины при необходимости,
  3. очистка поверхности от грязи и пыли,
  4. обезжиривание,
  5. нанесение специальной антикоррозийной грунтовки для лучшей адгезии (сцепления краски с основой, поверхностью батареи),
  6. дать время высохнуть очищенным и подготовленным таким образом батареям.

Чтобы не было подтёков, красить нужно сверху вниз, а вот чтобы не испачкаться, сначала следует окрасить внутренние перекрытия, а уже затем красить наружные поверхности батарей.

Обычно через сутки можно наносить второй слой, краска должна высохнуть за это время. Если кисточки правильно очистить от краски, их можно будет использовать ещё раз.

Как очищать малярные инструменты, описано в краске, которой будет производиться окраска.

Обратите внимание

Помните про инструкции проведения окрасочных работ, указанные производителем, а также про технику безопасности. Всё это можно найти на этикетках с банками с краской.

Источник: https://podskazok.net/otoplenie/restavratsiya-radiatorov-otopleniya.html

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here